Урок-конспект по литературе: "А. А. Фет. Весенний дождь" (3 класс)
Тема: Образ дождя в стихотворении А. А. Фета "Весенний дождь"
Цели:
• познакомиться с новым стихотворением А. Фета;
• учить анализировать поэтические строки;
• научить определять выразительные средства речи;
• развивать творческие способности учащихся;
• расширить лексический запас;
• формировать культуру восприятия поэтического текста;
• воспитывать чувство прекрасного, любви к родному краю.
Планируемые задачи:
• учащиеся должны уметь находить в стихотворении выразительные средства речи;
• уметь определять тематику, описывать лирического героя;
• развивать навыки выразительного чтения.
Оборудование: портрет А. Фета, мультимедийная презентация, лексический словарь, картины, изображающие дождь, кластер, аудиозапись звуков дождя.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Подготовка к восприятию темы
• На доске анаграмма: ЖОДЬД (Дождь)
Учащиеся составляют слово.
• Звучит запись звуков дождя.
Опишите, какой дождь вы представили?
• Составление кластера.
Каждый из вас видел дождь, причем это явление природы никогда не оставляет равнодушным. Для каждого дождь представляется по-особенному. Давайте разберем, а каким дождь кажется вам.
При составлении кластера объединять слова по трем группам: сила дождя (мощный, ливень, редкий, слабый, трепетный грибной, слепой), запах (запах мокрой зелени, земли, цветов), движение (идет, каплет, льет, бушует, заливает).
Вы видите, каким разным может быть дождь: ласковый и теплый, бурный, шумный и грозный, сопровождаемый раскатами грома.
Как вы думаете, какой характер будет у весеннего дождя?
При ответах учащихся выделять слова из кластера, характеризующие весенний дождь.
3. Объявление темы и целей урока
В лирике немало стихотворений, посвященных этому явлению природы. И, также как у вас, у каждого поэта свое видение дождя.
Работа с презентацией. На слайде стихотворения о дожде.
• Дождь окрасил цветом бурым
Камни старой мостовой.
Город хмур под небом хмурым,
Даль — за серой пеленой. (В. Брюсов)
• Плачет у окошка пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутному стеклу
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу…(С. Есенин)
• Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
Сразу радуга смеётся. (В. Берестов)
• Каким вам представляется дождь, описанный в данных отрывках? Почему?
Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением, посвященным этому удивительному явлению природы.
Это стихотворение А. А. Фета "Весенний дождь".
Фета называют мастером пейзажной лирики. Его произведения музыкальны и напевны. Не случайно именно на его стихи многие русские композиторы слагали песни.
Пение птиц, звон ручья, шелест листьев, игра солнечного зайчика – все складывается в красивую песню, полную звуков и движения.
Итак, тема нашего урока "Образ дождя в стихотворении А. А. Фета "Весенний дождь". Сегодня мы попробуем разобраться, какими средствами пользуется автор, чтобы создать свой образ дождя.
4. Первичное знакомство с текстом
Учитель читает стихотворение.
• Какое настроение подарило вам это стихотворение? Почему?
• Чьими глазами мы наблюдаем за дождем? (Глазами автора)
• Помните, что главная задача лирики – не описание событий, а передача мыслей, чувств, настроения. Какие чувства возникли у вас при прослушивании этого произведения?
5. Анализ стихотворения
А) Лексическая работа
Прежде, чем заглянуть в мастерскую поэта и понять, как удается автору простыми словами создать особое, весеннее настроение, вызвать такую бурю эмоций, постараемся понять все слова. Какие слова вам кажутся непонятными?
Работа с презентацией.
• Завеса – плотная занавеска. В переносном смысле – плотная пелена, окутывающая что-либо.
• Трепещет – дрожит, колеблется.
Б) Чтение произведения
Жужжащее чтение.
Назовите, какие образы возникают перед вами? Кого описывает поэт?
На слайде ряд: солнце, воробей, завеса, опушка леса, капли, липы, сад, листья.
Сколько образов в одном коротком стихотворении! Но автор не просто перечисляет нам объекты живой и неживой природы. Какие слова помогают ему плавно передвигаться от одного образа к другому? (Глаголы)
Подсчитайте, сколько глаголов в этом стихотворении? (10)
А сколько строк? (16)
Как вы думаете, для чего автору понадобилось столько глаголов? (Чтобы передать динамику, движение)
В) Пошаговый анализ стихотворения
• Прочитайте внимательно первую строфу. Создается ли ощущение, что скоро хлынет дождь? (Да, небо уже затянуто облаками)
Объясните, почему "трепещет воробей"? (Он ждет, что скоро начнется дождь)
• Прочтите вторую строфу. Как вы поняли, что дождь уже начался?
(строка "качаясь, движется завеса)
Обратите внимание, что Фет не употребляет самого слова "Дождь". Однако мы понимаем, что речь идет именно о нем. Какие слова заменяют слово "дождь"? (качаясь, движется завеса)
Это метафора. Вспомните определение метафоры.
На слайде: Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве или различии предметов и явлений.
• В этой же строфе поэт использует и прием сравнения. Найдите его. (будто в золотой пыли)
Что такое сравнение?
На слайде: Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Подчеркните слово, которое помогло вам узнать сравнение. (будто)
• Прочитайте последнюю строфу. В каких строках автору удается передать описание дождя? (Что-то к саду подошло и барабанит по листьям)
Какой прием использует Фет? (Олицетворение)
Какие слова вам помогли понять, что это олицетворение? (подошло, барабанит)
Вспомните, что такое олицетворение?
На слайде: Олицетворение – придание неживому объекту свойств живого существа.
Г) Составление таблицы
Выпишите в тетрадь примеры метафоры, олицетворения и сравнения.
6. Развитее образного видения лирического текста
Рассмотрите еще раз образный ряд, который мы составили в начале урока. Образ дождя, описанный в последний строфе в этот ряд не вошел. Как вы думаете, почему? (Сложно за завесой дождя разглядеть, что подошло к саду)
• В образе какого существа вам представляется дождь, описанный Фетом? (Ответы учащихся)
Работа в группах
• Раз автор использует олицетворение, давайте попробуем представить себе дождь в виде человека.
На слайде – три картины. Каждая группа описывает свою картину, используя слова из кластера и придумывая эпитеты, сравнения и метафоры.
Итог работы: Как вы думаете, какая из картин больше всего соответствует стихотворению А. Фета? Объясните свой выбор.
7. Подведение итогов урока
Удалось ли нам разобраться, как автор передает нам чувства и настроение?
Получилось ли создать образ дождя? Услышали вы, как что-то подошло и барабанит по листьям?
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Достигли ли мы поставленных целей?
8. Выставление оценок и домашнее задание
1) Выучить стихотворение наизусть.
2) Нарисовать образ дождя, описанный Фетом.
3) Создать коллаж на тему "Весенний дождь".
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.